«Еврейская община в истории Чернигова»

«Еврейская община в истории Чернигова»

«Еврейская община в истории Чернигова» — с информацией на эту тему жители и гости города познакомились во время экскурсии

При каких обстоятельствах в Чернигове образовалось еврейское общество? Какой процент населения они составляли в XIX в. и в каких областях были задействованы? Какие здания нашего областного центра появились благодаря евреям? Где располагались местные синагоги раньше, а где сейчас? Какой вклад внесли местные евреи в экономику, образование, культуру Чернигова? Интересную информацию по этой теме черниговцы и гости города получили во время очередной встречи в рамках проекта «Чернигов — #ГородСили», состоявшейся в пятницу, 23 сентября, в формате экскурсии. Нашим гидом стал местный краевед Сергей Колотуша. Важно, что рассказ экскурсовода время от времени дополнял Александр Чеван – глава Черниговской городской еврейской общины и областного объединения еврейских общин и организаций.

Когда евреи появились на этих землях?

– Когда в Российской империи формировалась «полоса оседлости евреев», то по «Положению о евреях» 1835 г., в нее вошла и Черниговская губерния, – объяснил Сергей Колотуша. – После этого еврейская община Чернигова начала быстро расти. Согласно отчету городской полиции, по состоянию на 1850 г. из 6394 жителей Чернигова 2741 человек были евреями, что составляло 42,9% населения. В документе говорится, что евреи, кроме ремесленников, служат по найму, торгуют. А еврейское кладбище в нашем городе действовало уже в начале XIX в.

«Но о евреях на территории Чернигово-Северщины было известно гораздо раньше, — добавляет Александр Чеван. — Очень мало информации о еврейской общине находим в источниках эпохи Гетманщины. А в домонгольский период в письменных источниках встречаем упоминание черниговского раввина. Она датируется Х-ХІ ст. ст.» Сергей Колотуша отметил, что ему встречалась информация о том, что в Лондоне того времени прибывал купец из Чернигова, которого якобы звали Аарон. Итак, еврейская община на этих землях существовала издревле.

В Чернигове ХІХ ст. евреи поселялись преимущественно в районе ул. Пятницкой (этот микрорайон даже можно было назвать «гетто») и на Лесковице. По словам Александра Чевана, молельный дом (или синагога) в микрорайоне Лесковицы (к слову, это помещение сохранилось) содержали биндюжники – то есть лица, занимавшиеся грузовыми перевозками. На Лесковице также было много домов, где жили преимущественно еврейская «беднота» ремесленники и мелкие торговцы.

Чем занимались евреи в Чернигове?

Из некоторых документов известно, что некоторые виды ремесел в Чернигове в XIX в. всецело находились в руках у евреев: шапкари, ювелиры, часовщики, трубочисты, медники, стекольщики. А в занятиях портным, сапожничеством, столярством евреи преобладали. Наравне с христианами они работали каменщиками, кузнецами, слесарями, и только плотниками, печниками и пекарями были христиане. Ремеслами обычно занимались беднейшие евреи.

В сфере торговли были задействованы 864 человека еврейского происхождения (26,7%), в том числе 183 женщины. Зороховичу принадлежал большой магазин железных товаров, Халфин ловко торговал мануфактурой. У Цыпина и Урина можно было купить мебель, ковры и другие предметы роскоши. Большой выбор товаров был в магазине купца Гозенпуда. Ювелирными изделиями занимался Шлепянов. Были также евреи-торговцы, державшие бакалейные магазины на рынках. Одной из самых известных бизнес-леди того времени была Фанни Метрик-Данюшевская. Ей принадлежал универсальный магазин, который располагался на пересечении улиц Шоссейной и Богоявленской (ныне вход на Аллею Героев). Магазин имел несколько отделов, включая галантерейный, музыкальный, обувной, дорожный, канцелярский и чертежный, отдел головных уборов, отдел патефонов, швейных и печатных машинок, велосипедов и многие другие. Он был довольно популярным торговым заведением, в котором по каталогам можно было заказывать модные вещи из Европы. А еще больше обсуждений в Чернигове ХІХ ст. вызвала личную жизнь мадам, ведь она в возрасте 50+ и будучи вдовой (похоронила двух мужчин – купца и врача) вышла замуж за сына своего приказчика Гальперина, которому было всего 17 лет. К слову, один из сыновей Фанни женился на дочери Михаила Коцюбинского Ириной. В этом браке родился сын – Флориан Абрамович, ставший известным скульптором (он автор памятника Михаилу Коцюбинскому, стоящему у входа в сад Коцюбинских в Чернигове, а также мемориалу на Савур-Могиле в Донецкой области).

Женщины из бедных еврейских семей работали преимущественно прислугой и нанимались на поденную работу. Некоторые мужчины общины (5%) служили в армии, 92 человека (2,8%) занимались учебной и воспитательной деятельностью, 18 (0,5%) – больничным и санитарным делом.

Социальное предпринимательство

Среди наиболее известных общественных деятелей города можно назвать Исаака Маркельса. Его отец, еврей-старик Калман Маркельс, выиграл за государственной лотереей 200 тыс. руб. В завещании он распорядился ежемесячно перечислять 150 руб. на содержание еврейской богадельни. Это дело продолжал его сын, провизор Исаак-Максим Маркельс. С этой семьей в нашем городе связаны сразу два дома, которые сохранились до наших дней. Первый – жилой. Это прекрасное двухэтажное здание напротив Макдональдса (нынешняя СЭС). Второй – старейшая частная аптека в городе (на углу Мстиславской и Шевченко, где несколько лет назад расположилась фирма «Абвер», продающая дверь).

Понятно, что во время неурожая 1891 г. И-М. Маркельс предложил городу беспроцентный заем в 5 тыс. руб. Другим известным благотворителем в Чернигове был почетный гражданин города Владимир Петрович Гутман, пожертвовавший Черниговской городской думе 35 500 руб. на стипендии способным учащимся. В сложное время еврейская община, используя коробочный сбор и создав еврейский комитет, быстро помогала своим беднякам. В начале ХХ ст. еврейская община составляла уже около 44% жителей города. В соответствии с Городским положением 1892 г. евреи были ограничены в праве голоса и пропорциональном представительстве в городской думе. Евреи-гласные не избирались, а назначались по квоте всего 3-4 представителя из 37-60 думцев начала ХХ ст.

Где учились еврейские ребята?

Образовательные реформы Российской империи направлялись на то, чтобы искоренить традиционное еврейское образование, воспитать новое поколение «в духе русской государственности и христианской церкви». Однако традиционные еврейские начальные учреждения – хедеры, где учили закону веры и еврейской грамоте, выстояли в этой борьбе, в том числе в Чернигове. В нашем городе существовала Талмуд-тора – общественный бесплатный хедер, удерживавшийся за счет общины, хотя это помещение было приспособлено.

Вопрос с помещением был решен в 1906 г. на средства меценаток А.П. Гутман и К.И. Красильщиковой. В 1910-1911 гг. в заведении воспитывались 165 мальчиков. Власти создали казенное еврейское училище, где преподавали общие предметы и работали талантливые преподаватели Рашкинд и Шикин. Эти же учителя открыли в Чернигове женское еврейское училище.

В 1910 г. в Чернигове было три мужских частных еврейских училища и три женских. В 1913 г. открылось четырехклассное еврейское ремесленное училище на 160 мест, где учили слесарно-механическое дело, поскольку таких специалистов не хватало. Среднее образование в Черниговской гимназии или в реальном училище евреям получить было крайне сложно, так как существовали 10-15% квоты на поступление. Если их не устанавливало государство, создавали директора заведений. Исключением в Чернигове стала трехклассная торговая школа, где еврейские учащиеся в начале ХХ ст. составляли большую часть. Это помещение из красного кирпича сохранилось, и именно там была конечная точка нашего маршрута.

Можно ли исповедовать свою религию?

В XIX веке, если верить «википедии», в Чернигове действовала синагога и шесть молитвенных домов. Александр Чеван говорит, что в нач. ХХ ст. в нашем городе было 4 синагоги. В течение 30 лет XIX ст. в должности черниговского общественного раввина служил Ефрем Фрейдин. В конце XIX – начале ХХ ст. эту должность занимал Эзевоиль-Александр Турин, имевший образование юридического факультета Киевского университета. В Чернигове выбирали еще и духовных раввинов – религиозных наставников общины. Среди них отличились Иосиф Тумаркин и Перец Хейн. В сохранившейся в Чернигове хоральной синагоге ныне расположен Молодежный театр. Еврейская община когда-то поднимала вопрос о том, что было бы хорошо вернуть это здание в собственность общины, а театру выделить другое – более приспособленное помещение. Многие деятели культуры воспринимают эту идею в штыки. В этом мы убедились на экскурсии, когда к нам подошел один из руководителей Молодежного театра и начал уверять, что никакой синагоги здесь никогда не было.

В общем, экскурсия получилась довольно интересной. В конце гида Сергея Колотушу ждал сюрприз. Александр Чеван подарил ему один из сборников «Евреи Левобережной Украины», который еврейская община Чернигова почти ежегодно издает по материалам научно-практической конференции. Найти это и другие издания, рассказывающие об истории еврейской общины можно в библиотеках нашего города.

Виктория СИДОРОВА

Экскурсия по теме «Еврейская община в истории Чернигова» состоялась благодаря проекту «Чернигов — #ГородСилы», реализуемому в рамках программы «Диалог » центр межконфессионального и межрелигиозного диалога «Либертас».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *