былые времена
Черниговщина — один из самых богатых курганных могильников регионов Украины. Они возникали в течение тысячелетий, эти молчаливые свидетели целого ряда культур — от скифской к славянской, готского (маскированной советскими историками под «черняховской»), запорожской … Но вблизи села Рыбинская Корюковского района дотошные исследователи видят девять курганов, которые выпадают из привычного ряда. Один из этих очевидцев — учитель местной школы, краевед и историк Николай Трейтяк. С ним и беседует наш корреспондент.

- Николай Николаевич, что же за тайны кроются за этими, уже малозаметными для далекого от археологии глаза, возвышениями?

- Там похоронены шведские солдаты, погибли во время Северной войны.
С событиями того длительного противостояния Карла Двенадцатого и Петра Первого связано немало, но интересно посмотреть на это через призму мировоззрения небольшой сравнительно территории, воспоминаний и преданий, которые старожители Рыбинская передавали из поколения в поколение. Одна из первых легенд состояла в том, что, мол, двигалось шведское войско и в здешней реке Сильна, которая была судоходная тогда, затонула золотая карета. Это, конечно, маловероятно. Но что судоходной она была — это факт. Потому когда проводили мелиорацию (а это происходило в середине 80-х годов прошлого века) с розчищуваного ила получили даже остатки небольшого судна. Также экскаватор извлек колесо от чугунной пушки. — Часть лафета, в общем … — Ирония судьбы заключается в том, что не слишком образованные рабочие замуровали этот музейный, довольно ценный экспонат в строящемся шлюзе. Но кое-что в ходе тех работ удалось спасти, и сейчас в нашем школьном музее хранится небольшое ядро от пушки восемнадцатого века. Если же вернуться к курганов, расположенных, если уж быть точным, ближе к нашим соседям, Белошицкой Слободы, рассказывают, и я это записал , такое. Когда шведская армия пришла в Украину, здесь остановилось ее обоз. Где раньше была расположена Белошицкая Слобода — первое поселение. — К этому мы еще вернемся. Почему же произошло это перемещение? — Уточню. Сначала она была там, где Сольная впадает в Слот. И вот есть устная версия, что казак Билошицкий-собственно, основатель и владелец слободы — подговорил местных жителей, чтобы они избили шведов, остановились на постой в их домах. И сожгли заодно. — не понял. Сожгли свои дома? .. — Кое-что в этом факте, все-таки же совершенном исторически, действительно не воспринимается. То, что люди курят собственное жилье, уже перебив захватчиков, или там освободителей — кто уже как понимал. Однако есть исход одного из исследователей прошлого нашего края, к сожалению, уже покойного. В своей книге «Хроники Рыбинская» он указывает, что приказ сжечь все жилье исходил от командования русской армии. — Хорошо известная тактика выжженной земли. Ее и проводил в ходе этой кампании Петр Первый. Не он первый — извините за тавтологию — и далеко не последний. Достаточно вспомнить гораздо масштабные меры товарища Сталина и судьбу Зои Космодемьянской, которую схватили и выдали немцам жители сжигаемого ней деревни … Но я забежал далеко вперед. — Так вернемся. У исследователей возникал вопрос — курили сами слобожане или кто-то другой? Может, какие-то подразделения российской армии … — Который уже в то время находилась или под Батурином или под Полтавой — поскольку мы точной датировки курганов не знаем. Но возникает еще один вопрос. Курганные погребения — это традиция, прежде всего, очень древняя. А шведы, между прочим, — христиане, хотя и протестанты, лютеранского, прежде всего, вероисповедания. И прятать их имели совсем другим обрядом. — Внешне эти курганы напоминают норманнские — или варяжские, кому какая терминология приемлема. Когда я их впервые увидел, то они мне показались ближе к языческой Руси. Тем более, что совсем рядом — городище времен Киевской Руси. — Город мертвых — город живых. Это известный принцип тогдашней мироздания. Но, очевидно, не только созерцательные, но и конкретные археологические данные. — До войны, в тридцатые годы, во главе с директором Перелюбского средней школы Балабай, курганы были раскопаны. Нашли шведские вещи, доспехи, оружие … Некоторое время все это хранилось в Перелюбе, но потом, во время немецкой оккупации, исчезло. — Но извините — в историографии каким-то образом описаны эти находки? Отражены, доступны? — Ничего разыскать я не смог. Связываю это с тем, что всестороннее освещение Северной войны в советские времена находилось под определенным табу. Объективные вещи начали говорить лишь в конце прошлого века. В частности, неясна дальнейшая судьба Билошицкого, зажиточного казака, основателя поселения, чья усадьба именно там и была. Отсутствует логика. Если тот нараяв односельчанам, чтобы те сожгли шведов в собственных домах — неужели он сказал, чтобы курили и его имение? А потом, после этих событий, Билошицкий неизвестно куда делся. Целый узел вопросов, которые я распутываю теперь через письменные источники. Следы Петра и Мазепы в Корюковщине. Скажем, село Радомка, основатель Малишевский. Он пошел за Мазепой. Далее — Тополевка, основатель Топольницкий, тоже сторонник гетмана. Эти моменты официальная историография тщательно замалчивали. Хотя речь идет о довольно известную украинскую шляхту. — Ладно. А вот рядовые жители, простолюдины, который уничтожил вместе со своим селом шведов — которая им была благодарность? — Конечно, им отблагодарили … Зимовали тогда в землянках, а затем понемногу переселились на новое место. Конечно, за свой ​​счет, своим горбом, как в народе говорят. Добавлю, что следы Северной войны прослеживаются в наших краях достаточно отчетливо. Село Шведчина (понятно, откуда название). Захоронение шведских солдат есть вблизи села Кучугуры, например … — Хотя конкретных археологических или там документальных данных по этому поводу нет. — отсутствуют. Но вернемся к дальнейшей судьбе жителей Белошицкой Слободы, прилегающих прелюбодеяния и Прибыне. Есть интересное свидетельство, что следует из документов специальной комиссии, которая исследовала состояние гетмана Мазепы. Так вот, упомянутые села имели специальный статус, который освобождал их жителей от уплаты всех налогов. Но возникает законный вопрос: как это могло произойти в жадных Российской империи эти налоги вводила — все новые и новые и все чувствительнее? — Возможно, если бы Петр Первый узнал об этом, то бешенство бы. Но это решение принимали на местном уровне, учитывая обнищание населения. Ведь шло к завершению царствования человека, нанесла огромный бед подчиненным. — Однако я не исключаю, что эти поистине уникальные права, получили только три близко прилегающие населенные пункты, привязанные к курганов, из которых мы и начинали язык. — О том , что это и в самом деле вероятно, свидетельствуют рассуждения известного краеведа и историка Александра Добриця, знакомого с этой страницей прошлого. — противоречие между курганными могильниками разных эпох на самом деле нет. Это просто единственный стиль отношения к погибших воинов или просто умерших. Конечно, были и уникальные случаи, когда речь шла о могилах тех же скифских царей (знаменитые могильники Геры, к которым не достался персидский властитель Дарий, а ученые последующих поколений так и не разыскали — Авт.), Князей — скажем, черниговская Черная могила является одним -единственным княжеским курганной погребением, известным сегодня в Европе. Если же говорить о шведских (а здесь уже сомнений нет, учитывая все вышесказанное) курганы — это просто братские могилы. Что подтверждают и два тождественны, собственно, курганы павших в Полтавской битве. Один — шведских, второй — российских воинов. Другое дело — а кто были эти шведы, нашли вечный покой рядом Рыбинская? Точной даты этого захоронения установить невозможно. Но более-менее достоверно можно считать, что именно тогда шведская армия, после битвы под Лесной на территории нынешней Беларуси, двигалась практически без фуража, с большим количеством больных и раненых. Зима была очень злая. С таким грузом не только вступать в бои, но и преодолевать немалые расстояния было тяжеловато. Поэтому шведы вполне логично оставляли на своем пути, где было возможно, в разных населенных пунктах, этих больных. Создавали там нечто похожее на современные больницы с небольшим медицинским персоналом, без военного гарнизона. И то, что произошло описан моим коллегой случай, нападение под руководством местного шляхтича на беспомощных, по сути, шведов — сомнений нет. Поскольку был приказ Петра Первого — уничтожать, курить все села и города на пути Карла Двенадцатого. Тактика, как уже говорилось, выжженной земли. Но возникает серьезный вопрос. Боеспособное шведское войско уже прошло далеко вперед. А крестьяне напали на собственное жилье, где уничтожали расквартированных больных и раненых, а заодно и сожгли все подряд. Моральный оценку здесь дать трудно. Но возникает еще одна коллизия — жители сел, чьи руководители пошли за гетманом, зимовали в собственных домах. И те населенные пункты до сих пор живут на дедовских территории. А вот приспешники «старшего брата» потерпели значительных злосчастье. — Курганы — это всегда взгляд в вечность. Причем из прошлого — в будущее. Остается задуматься — ведь стоит стремглав бросаться на выполнение прихотей равнодушных пришельцев, теряя и семейное жилье, и достояние предков, и собственное достоинство?